Все прекрасно знают, что у смерти и погребения, вместе с классической религиозно-мистической, есть и совсем другая, практичная сторона: «Как теперь поступить с телом?». Очевидно, что сотни и тысячи лет назад не было привычных современному жителю похоронных агентств. Но уже тогда существовали вопросы: «Где захоронить?», «Как доставить тело до места упокоения?», «Как одеть усопшего?», «Сколько будет стоить захоронение?» Как люди решали все эти проблемы в прошлом?
Конечно, чем сильнее копнуть в глубину веков, тем более значимую роль в процессе погребения будут играть мистические и магические представления. Да, о славянском язычестве известно очень мало, поскольку наши древние предки не умели писать, и ничего до наших веков не дошло, а те обрывочные сведения, что есть у историков, не позволяют составить вменяемую картину религиозной жизни. Вполне вероятно, что мы никогда не узнаем, как же наши предки хоронили своих усопших, какие ритуалы проводили и т.д. Достоверно известно, что многие язычники устраивали тризну перед похоронами, а тела – сжигались. Также мы знаем из раскопок, что на европейской части Российской Федерации, в районе Москвы, есть курганы, в которых захоронены усопшие. В случае захоронения в кургане с усопшими клали различные предметы, которые должны сопровождать их в загробной жизни. Да, наши предки, как и многие другие народы по всему миру, верили, что существует загробный мир, который чем-то напоминаешь наш. Почивший будет заниматься привычными делами, поэтому ему может пригодиться привычная посуда, простые украшения и т.д. Самые «молодые» курганы датируются XIII веком. Примерно в это время язычество было искоренено и заменено христианством.
Если говорить о приходе христианства, то похороны на Руси почти не отличались от тех обрядов, что проводились в Европе. Церковь определяла землю, на которой будут вестись захоронения, а также занималась проведением обрядов. Крестьянская община же занималась всем остальным. Смерть – это дело всей общины. Кто-то, владевший плотническим ремеслом, занимался изготовлением гроба, кто-то обряжал человека в последний путь и омывал тело, другие – копали могилу, несли гроб и т.п. Отдельно стоит упомянуть про плакальщиц, на них чаще всего выбирались одни и те же люди. Причем у них был специальный репертуар, и считается, что он передавался из поколения в поколение, импровизация не приветствовалась.
Кладбища того времени работали фактически так же, как и в прочих христианских государствах той эпохи: под общую могилу выделялась определенная площадка, и в нее год за годом хоронили людей, складывая их в буквальном смысле слова слоями. Конечно, у кладбища не прослеживалась структура, да и никакого «генерального плана» также и в помине не было: хоронили где попало, но строго в пределах отведенной территории, равно как никто не ухаживал за могилами. Также не допускалось перезахоронение, в истории таких прецедентов крайне мало. Конечно, в захоронениях соблюдалась определенная иерархия. Так, зажиточные горожане, духовенство и т.д. хоронились максимально близко к церкви или даже прямо в церкви, если в ней была крипта. А беднякам доставалось место около самого забора кладбища.
По мере приближения к нашим векам в руках историков оказывается намного больше данных о том, как хоронили в те времена. К сожалению, метрические книги в Руси того времени все еще не использовались, поэтому не было формальной и централизованной записи рождения и смерти. Подавляющая часть данных о похоронах в XV-XVII веках дошла до нашего времени в виде завещаний и очерков. Найти завещания удалось лишь благодаря удачному стечению следующих обстоятельств:
Как раз таким путем до нашего времени и дошло подавляющее большинство документов той эпохи. Что обычно писали в завещании? Кроме распределения имущества многие указывали пожелания касательно их места погребения. Например, указывалось, на каком кладбище хотел быть похороненным усопший. Некоторые указывали, что нужно написать на кресте или могильной плите. Купцы и дворяне могли указать, из какого материала нужно построить склеп и на каком месте его лучше расположить. Также не стоит забывать и про духовенство того времени. Священники местных приходов ожидали, что в завещании будет указан размер пожертвований в пользу церкви, ведь многие из них ухаживали за больным, а затем заверяли его завещание. В редких случаях они также и занимались его написанием, если человек был в очень плохом состоянии и не мог сделать это сам. И, что примечательно, таким документам доверяли и завещания признавали.
Иногда в таких документах можно найти и рассуждения почившего о смерти и жизни после нее. Конечно, подавляющее большинство просто повторяло классические христианские формулы веры, записывали молитвы, просили справедливого суда и т.д. Но иногда находят документы, в которых можно найти интересные формулировки, отсылающие к языческим временам. В некоторых и вовсе люди взывали не к Богу, а к святой матери-Земли, из которой все мы вышли. Очевидно, такое завещание скорее всего писал человек, не почитающий христианскую церковь.
Если говорить об обрядах с телом, то тут многое зависело от того, какая была пора года. Почти всегда мертвых хоронили сразу после смерти, т.е. в тот же день. Это распространялось не только на бедняков, но и на зажиточных горожан и даже дворян. Вот только в те века орудия труда были примитивными: лопата да заступ, поэтому выкопать яму было не так и просто.
В России примерно 5-6 месяцев в году приходится раскапывать мерзлую землю, снег и лед. Если быстро похоронить не выходит, то обращались в «Божьи Дома». Что такое Божий Дом? Современный житель назовет такое помещение моргом. В те времена это был глубокий погреб, куда в течение зимы и весны складывали тела почивших, и они хранились до лета, пока не появлялась возможность вырыть могилу.
Если говорить про сам процесс похорон, то тут нет ясности, поскольку в разных источниках указана совершенно противоположная информация. Авторы того времени указывают, что чаще всего хоронили в льняной одежде, по возможности – белой. А другие авторы пишут, что хоронили в обычной одежде. Иногда можно найти упоминания, что усопшему надевали новую обувь, дабы тому было проще проделать путь до Неба. Наиболее вероятно, что в каждой местности были собственные, уникальные похоронные традиции в этом плане.
Смерть — закономерный финал жизни человека. Как и рождение, она является важнейшим событием. У всего есть начало и конец. За утренним восходом следует вечерний закат. Порой мы с замиранием сердца любуемся тем, как солнце уходит за горизонт, и стараемся уловить каждую деталь в его исчезновении. Уходя, оно окрашивает своими последними лучами небо в яркие цвета. Мы восхищаемся этой картиной, ожидая приход ночи.
Всю свою историю человек относится к смерти с таким же трепетом. Философы, ученые и мыслители всех времен рассуждали и рассуждают о природе этого явления. Мы пытаемся что-то понять, коснуться этого уходящего солнца. В некоторой степени это происходит, когда умирает близкий нам человек, и мы обжигаемся болью утраты.
Смерть окончательна, необратима и неповторима. Когда мы это принимаем, нам становится понятно, почему так важно соблюсти традиции и проводить усопшего должным образом.
Cookie | Duration | Description |
---|---|---|
cookielawinfo-checkbox-analytics | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics". |
cookielawinfo-checkbox-functional | 11 months | The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional". |
cookielawinfo-checkbox-necessary | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary". |
cookielawinfo-checkbox-others | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other. |
cookielawinfo-checkbox-performance | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance". |
viewed_cookie_policy | 11 months | The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data. |
-10% на ритуальные товары* по промокоду
Сообщите его агенту при оформлении
* — гроб, комплект в гроб (или подушка), искусственные венки и корзины, ленты со стандартной надписью, крест на могилу, урна, мешок для праха, трафарет, ж/б изделия (стела, цоколь), деревянный поребрик.
-10% на ритуальные товары* по промокоду
Сообщите его агенту при оформлении
* — гроб, комплект в гроб (или подушка), искусственные венки и корзины, ленты со стандартной надписью, крест на могилу, урна, мешок для праха, трафарет, ж/б изделия (стела, цоколь), деревянный поребрик.